29.01.2013 | Культурные аспекты возникновения ислама

Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.

Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов - сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ была Мекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога - Илляха - было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям - колодец, расположенный напротив храма.

Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось поломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.

Молитвенный ритуал в доисламском культе арабов не был разработан. Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку. Если племя имело своего идола, то в нем обязательно был жрец - кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений.

Источник: http://www.grandars.ru